Как понять, к какому специалисту-дефектологу обратиться
Сфера деятельности, по которым проводятся консультации логопеда-дефектолога, достаточно широка, поэтому, чтобы не запутаться, следует понимать, к какому специалисту обращаться для диагностики и дальнейшей терапии.
У дефектологии — несколько основных разделов:
- Олигофренопедагогика (работа с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, которую осуществляет олигофренопедагог);
- Тифлопедагогика (нарушения зрения — тифлопедагог контактирует со слабовидящими и незрячими);
- Сурдопедагогика (патологии слухового аппарата – сурдопедагог, работающий с нарушениями слуха).
Как понять, что ребенку необходима диагностика дефектолога
Речевые нарушения могут появиться по различным причинам: родовые травмы, инфекционные заболевания, генетические мутации, гипоксия плода и т.п., что сказывается на умственном развитии. Родителям необходимо знать про симптомы, на которые стоит обратить внимание в разном возрасте, и посетить специалиста при обнаружении речевых дефектов:
- В возрасте полугода ребенок не начинает «болтать по-детски», т.е. «лепетать»;
- В полтора года в его речи отсутствуют простые слова типа «папа», «да», «нет», «мама»;
- Он совсем не разговаривает в возрасте двух лет, т.е. не может сформулировать простое предложение;
- В 3 года не способен к выполнению простых артикуляционных действий, например, не может поднять руку по просьбе,
- заменяя осознанное выполнение команд хаотичными движениями;
- В 4 года ребенок молчит либо испытывает затруднения с произношением длинных слов, путает звуки, не делает пауз, слишком медленная речь с ограниченным набором слов;
- В 5 лет не может сформировать сложное предложение, описать изображение, составить последовательность действий, меняет местами слоги, неправильно произносит звуки, путает время и пространство;
- Ребенок старше 7 лет имеет проблемы с чтением и письмом.
Фонетика устной речи может нарушаться при наличии дизартрии, дислалии, вызванных нарушениями нервной системы, лексические нарушения свойственны при афазии, распространена также шепелявость.
Обследование дефектолога помогает разобраться с причинами речевых проблем и отличить вызванные заболеваниями дефекты от задержек, обусловленных педагогической запущенностью и проблемами со слуховым восприятием. Кроме речевого, оно включает в себя и общее (внимание, память, мышление) направление обследования.
С какими заболеваниями работает дефектолог
В первую очередь дефектолог оказывает помощь, которая необходима в обучении, воспитании и адаптации детям, имеющим особенности психофизического развития. Дефектолог проводит онлайн-занятия с детьми, имеющими такие нарушения, как:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- Ранний детский аутизм (РДА);
- Задержка психомоторного развития (ЗПМР);
- Задержка речевого развития (ЗРР);
- Интеллектуальная недостаточность;
- Детский церебральный паралич (ДЦП);
- Нарушение слуха;
- Нарушение зрения.
Все занятия проводятся совместно с родителями. Коррекционные занятия дефектолога проводятся в зависимости от нарушений и степени сложности. Коррекционная программа развития составляется посредством диагностики. Занятия проходят индивидуально в онлайн-формате. По эффективности онлайн-занятия не уступают проводимым в кабинете. Услуги дефектологов компании «OTAHORS» востребованы, так как результативность основана на высокой квалификации и опыте специалистов, проводящих коррекционную работу и умеющих находить подход в самых разных случаях. Среди задачи, которые специалисты Детского центра ставят перед собой:
- Проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
- Развитие речи и навыков общения в интеграции, формирование четкого произношения;
- Проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики с применением технологии мозжечковой стимуляции;
- Оказание квалифицированной помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.
А также наши специалисты проводят консультативную работу с родителями.